вторник, 15 октября 2013 г.

Наше, Тверское

Тверская область. Художественные промыслы Тверского края

2004-05-21. Из глубины веков до наших днейКружево

С ХVII века в Калязине начал развиваться кружевной промысел - после того как царица Мария Ильинична Милославская, супруга царя Алексея Михайловича, переехала в 1654 году в Калязин, в Троицкий монастырь, бежав от эпидемии чумы. Мария Ильинична приехала со слугами и мастерицами, обученными плести кружева из золотой и серебряной нити.Уже к 1880 году Калязин стал крупным центром кружевной промышленности, так что его даже называли городом крахмала и кружев.Кружевные работы составляли главное и вполне самостоятельное занятие мещанского населения. Девочек начинали обучать этому искусству с 7 - 8 лет. 11-летняя мастерица выплетала в день до четверти вершков (18 см) шторного кружева.Вначале плели кружева из металлических нитей, золотых и серебряных, и украшали ими одежду и головные уборы, церковные одеяния. Они хорошо сочетались с парчой и тяжелыми шелками. Затем стали использовать шелковые, льняные и бумажные нити.Главными поставщиками пряжи для кружев были простые крестьянки, но самая лучшая, отборная пряжа доставлялась дворовыми людьми. Приготовление хорошей нити постепенно сходило на нет и в конце концов, с освобождением крестьян от крепостной зависимости, окончательно прекратилось.Кружево плели на коклюшках. В Калязине коклюшки отличались осо­бым разнообразием. Были простые, резные из толстых прутьев, некрашеные, не­уклюжие и нечистой работы; были весьма изящные, переделанные из неокрашен­ных веретен; наконец, просто белые коклюшки, аккуратно вырезанные на заказ специальными мастерами.По способу плетения кружево делилось на численное, многопарное и сцепное. Численное плетется без сколков по памяти, со строгим соблюдени­ем одного и того же числа переплетений, многопарное и сцепное плетется по сколкам (технический рисунок). Многопарное плетение - непрерывное, большим количеством коклюшек (иногда до нескольких сот пар) выплетается сразу фон и узор. Сцепное кружево плетется по частям, которые потом скрепляются между собой крючком.Всеми этими видами плетения владели калязинские кружевницы. В Калязине плели два разбора кружев: один - сцепным, или немецким, манером; дру­гой - старорусским калязинским. Изделия, выполненные сцепным манером, служили исключительно для отделки белья, т.е. полотенец, простыней, но мастерицы нашли возможным применить этот способ плетения и к разным фасонным вещам: к модным башлыкам, косынкам, доломанам и цельным платьям. Старо­русский калязинский манер плетения служил для приготовления аршинного кружева, которым обшивали покрывала для подушек и отделывали платья.Плели прошвы, края, агроманты. Прошвы - это аршинное кружево с пря­мыми кромками, края - кружево с одной прямой кромкой и другой край с зубцами (фестонами), агроманты - кружево с зубцами по обеим кромкам.Одна из отличительных особенностей старинного калязинского сцепного кружева заключается в почти полном отсутствии решетки. Узкая полоска полотнянки причудливым серпантином извивается по кружевному полю в сочетании с ажурной цепочкой круглых просветов между плотными ее извивами, создает изысканный рисунок, который нередко усиливается рельефной линией витой ска­ни, вводимой в середину 'вилюшки'.Особое место принадлежало знаменитому многопарному 'сыпчатому' кру­жеву - тонкому белому с четким рисунком в виде ромбов, с разнообразными заполнениями промежутков, с толстой нитью обводной скани.Влияние стиля брюссельских и брабантских мастериц хорошо заметно в старинном калязинском тончайшем кружеве типа 'валансьен' с мелким цветоч­ным рисунком, в кружеве типа 'малин' с цветочками, объединенными сканью - толстой льняной нитью.С течением времени в традиции кружевоплетения все больше проникают на­циональные мотивы русского народного орнамента, известного калязинским вы­шивальщицам и мастерам узорного ткачества: 'круги-ромбы', 'денежки', 'реч­ки' и другие.К середине XIX века выработался особый калязинский тип кружева, не мерный, выплетаемый специально для простыней и декоративных полотенец, с очень густым рисунком или свободно стоящими фигурами на массивном насновочном фоне, часто целиком из цветных шелков и металлической пряжи. Узор почти всегда повторяется: цветок семилистник и птицы по его сторонам, в крае помещались или такие же свисающие семилистники, или более густые в виде трех встречных цветов с 'вилюшкой' по кромке зубца или цветущего дерева. Сущест­вовали и другие сцепные узоры, характерные для калязинского кружева: между льняными лапчатыми зубцами и трилистниками вводилась цветная мелкая скань.Калязинское кружево очень ценилось современниками, его покупали в Москве, Петербурге, Варшаве, Америке и т.д.Металлическое кружево в Торжке начало бытовать в ХVII веке, но получило распространение в ХVIII веке. Оно пользовалось спросом у местных за­житочных горожан.Новоторжское кружево отличалось высоким художественным достоинст­вом, своеобразием орнамента и разнообразием технических приемов.Кружевоплетение являлось основным женским промыслом, которым занималось большинство женщин бедного класса.В Торжке плели только аршинное кружево: прошва, край, агромант из ниток более или менее толстых. Плелись кружева из льняных ниток фабрич­ного производства. Употреблялись также красная и синяя бумага, цветной шелк и золотые мишурные нити.Узоры выводились так называемой 'дорожкой полотнянки', в середину которой иногда вплетали 'виток' и 'решетку', красную или синюю скань и элементы, дававшие название кружева: 'яблочко', 'козелочек', 'куриные лапки', 'копытце', 'вагончик'.Старинное торжокское кружево дольше других хранило верность арха­ическим сюжетам с присущими им ладьями, древом, образом Матери-земли. В этих кружевах с их излюбленными пятилистниками на волнистом стебле с много­численными петельками, крупным рисунком и плотными гребешками было своеоб­разие, придававшее торжокскому самобытному искусству особую прелесть.Особенность торжокского кружева заключается в активном использо­вании скани. Ее нить несравненно толще той, из которой плелся рисунок. Она обвивает силуэты фигур, переходя от одной к другой, образуя извилины и петли, придавая узору вьющийся прихотливый абрис.Кружево сбывалось в Москву, Петербург, а оттуда в Англию, Польшу, Персию и т.д.Оригинальным характер-ом отличаются весьегонские мерные кружева. Они выполнялись простым численным способом, по памяти, без сколков, по счету нитей. По льняной плетешковой решетке стелется линейный многоцветовой узор из красных льняных и излюбленных ярких зеленых, желтых, лиловых, оранжевых, малиновых, синих шерстяных ниток с типичными для тверской вышивки и ткачес­тва простыми геометрическими мотивами, которые ритмично повернуты то вверх, то вниз. Такое дробное многоцветье является сугубо локальной особенностью, свойственной не только кружеву, но и местной вышивке и ткачеству.Кружево было в большой моде. Девушки Осташковского уезда носи­ли его на телогреях. Карелки Весьегонского уезда украшали им сарафаны, в Кашине льняное кружево собственного изготовления подшивали в виде каймы к манжетам женских рубах, кружевным краем украшали свадебные простыни и поло­тенца. (Тамара ВЛАСЕНКО, заслуженный работник культуры РФ; Тверские ведомости, Тверь)

Источник: http://www.cotton.ru/cgi-bin/vestnik/article.pl?id=24385

4 комментария:

  1. в таком тексте картинки быть должны... я сплю и сплю,представляешь,какой-то ужосс просто...

    ОтветитьУдалить
    Ответы
    1. В самой статье картинок не было, а те, что были в другом месте с этим же текстом, еще не факт, что калязинское, даже, я бы сказала, совсем не калязинское... так что я не стала их вставлять. Давай, просыпайся, я соскучилась :))))

      Удалить
  2. Наташ, спасибо - познавательно и кругозор расширяет. Кружева-бы ещё посмотреть...

    ОтветитьУдалить
    Ответы
    1. Ирин, самой интересно было, а фото, приложенные к тексту были совсем не калязинские и не тверские даже, не стала вставлять. Знаю в одном месте были торжокские, найду - выложу. :)))

      Удалить